$94.42 +1.11%
$ 60.25 +0.85
€ 58.24 +0.18

Эксперт: Переход на международные стандарты добьет оставшееся отечественное машиностроение

03 августа/ 08:13

Нижневартовск. Главный  редактор Агентства нефтегазовой информации Рим Арсланов и председатель рейтингового агентства поставщиков ТЭК (ТЭК–Рейтинг)  Александр Романихин, который более 20 лет руководил Союзом производителей нефтегазового оборудования, продолжают обсуждать актуальную тему отраслевого  импортозамещения. Сегодня разговор о стандартизации и сертификации, роли стандартов в производстве оборудования для ТЭК.    

- Александр Владимирович, вчера председатель правительства Михаил Мишустин встречался с руководителем  Росстандарта Антоном Шалаевым. Речь шла о роли стандартов в технологическом суверенитете страны, в частности, стандартах для нефтяников и газовиков. Было отмечено, что стандарты обновлены во многих областях  нефтегазовой отрасли. Так ли это?

- Как гласит русская народная пословица «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». К сожалению, принимаемые стандарты срисованы с международных, кругом ссылки на иностранные документы, а такой подход лишь усугубляет зависимость от иностранной продукции. В ряде стандартов на нефтегазовое оборудование, в частности, Национальный стандарт «Нефтяная и газовая промышленность. Оборудование буровое и эксплуатационное. Оборудование со стволовым проходом. Общие технические требования», который утвердил Росстандарт, содержит сложную системы округления. Понятно, что там в основе были стандарты американцев.

- Вы имеете в виду стандарты American Petroleum Institute (API)?  

- Да, конечно. Заводчане жалуются, что многое взято из API и других иностранных стандартов, ссылки на иностранные документы, поэтому порой лучше просто перевести API на русский без подобной «адаптации».

- Но Китай полностью ориентирован на API. Известно, что Китай крупнейший покупатель американских стандартов. Почему бы и нам не пойти по пути Поднебесной?

- Китай все делал с нуля, он не имел собственной технологической базы, поэтому и был ориентирован на API. У него не было ничего своего, все делалось с чистого листа. В СССР были НИИ, КБ, заводы, ГОСТы, порой, более жесткие, чем API.

Если стоит задача угробить нашу промышленность и дать зеленый свет китайскому оборудованию, то тогда надо переходить на API. Китайское оборудование полностью ему соответствует.

- Хорошо, а можно конкретнее, почему API не подходит для России?

 - Американские стандарты созданы под американскую технологическую базу. У нас она другая. У нас все другое: стали, резьбы, краски, термообработка, технологии. Несмотря на все сложности, некоторые наши заводы получили монограмму API, но после начала спецоперации американцы ее отозвали.

- Где сегодня готовят стандарты на российское нефтегазовое оборудование?  

- При Росстандарте есть Технический комитет 023 «Нефтяная и газовая промышленность». В руководстве ТК Газпром, Транснефть, ЛУКОЙЛ. В  составе ТК  не видел ни одного специалиста крупного машиностроительного предприятия. А стандарты пишут для них! Им потом изготавливать оборудование по этим стандартам.

- Но нефтяникам и газовикам на этом оборудовании работать. На мой взгляд, логично, что там руководят заказчики. У нас же рынок покупателя, а не продавца…  

- Одного и того же результата можно добиться разными способами. В стандартах же часто зашивают процесс. Машиностроитель должен получать результат, исходя из имеющих у него технологической базы, станков, печей, стендов и всего прочего. Нефтяникам и газовикам, которые во все это не вникают, по большому счету все равно. Поэтому либо модернизируйте всю производственную базу, меняйте на американскую, либо считайтесь с имеющимися реалиями. Заодно, кстати, придется и систему образования перестроить. Она у нас тоже не ориентирована на американские стандарты.

- Ваша позиция по Институту развития нефтегазовых технологий (ИНТИ), роль которого недавно отметил даже Президент Путин?

- ИНТИ планомерно привлекает к стандартам машиностроителей, которым все это делать. Хотелось бы, чтобы ИНТИ не повторял ошибок своих предшественников, когда стандарты на машиностроительную продукцию готовились с факультативным участием машиностроителей.

- Поговорим о системах аккредитации поставщиков и подрядчиков. Много лет назад мы писали об  аккредитации подрядчиков Газпрома какими–то сторонними фирмами. Все это происходило за счет  заводов. Ничего не поменялось?

- Поменялось название. Теперь у Газпрома есть система добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ. Заводы знают насколько она добровольная и можно ли поставлять оборудование без оплаты сертификата. А сертификат дорогой и его надо приобретать на каждый типоразмерный ряд. Особенно дико это выглядит, когда говорят кругом об импортозамещении и поддержке машиностроения. Всегда удивлялся, почему атомщиков устраивает собственная приемка, а для поставок Газпрому заводы должны каким–то малопонятным структурам деньги перечислять.

- Да, причем получив сертификат у Газпрома, заводу потом приходится проходить аналогичную процедуру в Транснефти и так далее.  Почему бы ИНТИ не положить этому конец и не ввести единую отраслевую аккредитацию?

- На мой взгляд, это первоочередная задача ИНТИ, после чего он сразу получит авторитет среди машиностроителей. Но сломать такую систему очень непросто. По аккомпанемент разговоров о том, что «у нас ответственное оборудование», «мы не можем оставить поставщиков без проверки», «вы что, хотите, чтобы у нас были аварии?!» и пр., и пр, происходит обогащение разных непроизводственных структур за счет производственных предприятий. Сможет ли ИНТИ сломать все это и заменить общеотраслевой системой  — не знаю…

- Понятно, что здесь мощное лобби, на поставках делают серьезные деньги. Раз мы заговорили о поставках, то какую отраслевую систему материально–технического обеспечения вы считаете наиболее передовой.

- По всем опросам уже много лет лидирует МТО компании  «Газпром нефть». Там выстроена настолько уникальная система закупок, что приезжали перенимать опыт иностранцы. В ряде номинаций победа у Роснефти. Но сегодня, на мой взгляд, надо отказываться от тендерной системы в пользу распределения заказа по основным поставщикам.

- Поясните свою мысль. 

- Не должно быть лотереи для заводов. Например, арматуру для Транснефти делают заводы «Гусар» во Владимирской области и «Тяжпромарматура» из Тульской области. Заказы надо, на мой взгляд,  распределять и тому, и другому. Аналогично и по насосам для нефтедобычи. Здесь основные: Борец, АЛНАС, НОВОМЕТ. По буровым установкам: УСПК и Уралмаш НГО. По превенторам:  Машпром и Станкотехника. По верхним приводам – Электромеханика и Уралмаш НГО. Список очень длинный, но практически по всем основным видам нефтегазового оборудования есть 2–4 основных производителя. Если какой–то закроется, то появится монополия, которая ударит в первую очередь по самим нефтяникам и газовикам. Помимо общегосударственных интересов, сохранения национальной промышленности, банкротство заводов невыгодно сами нефтяникам и газовикам. В частности, доминирование на рынке по бесшовной трубе Трубной металлургической компании, на мой взгляд, не очень хорошая история.

- В условиях рынка мне странно слышать призывы к распределению заказов…  А как же здоровая конкуренция?

- Не с кем конкурировать. Заводов, которые имеют свою конструкторскую базу осталось мало. Оставшимся надо что–то планировать, вкладывать в свое развитие, а не ждать результатов тендера, как своего рода лотереи… Нужно эффективно использовать научно–технический и производственный потенциал всей отечественной промышленности.  Для этого промышленным предприятиям нужна предсказуемость.

Полезно провести паспортизацию предприятий, чтобы понять, кто является «калькодержателем», имеет полноценные КБ, разработки, у кого в штате конструкторы и технологи, а кто просто занимается сборкой или вообще посредник.

Не призываю никого закрывать, цех с двумя станками тоже имеет право на существование,  он может  обеспечивать крупные производства. Но основных производителей со своей конструкторской базой, необходимо беречь, как зеницу ока. А что у нас? В «тучные годы», когда была высокая цена на нефть и не вводились никакие санкции, закрылась большая группа российских заводов, обеспечивающих ТЭК важнейшим оборудованием. Причем бедолаги пережили лихие 90–е, но вот нынешняя система закупок их добила.

- Да, вспоминаю историю с флагманом угольного машиностроения – Юргинским машзаводом, который развалился после перехода в Ростех… ПАО "Мотовилихинские заводы"  – присоединен к Ростеху и тоже в процессе банкротства… Нет Кунгурского и Ишимбайского заводов, ВЗБТ и многих других…

- Сегодня не надо никуда никого присоединять. Надо дать возможность оставшимся машиностроителям выжить. Это касается и тендерной системы, и стандартов, и всяких надуманных добровольных сертификаций. Все равно машиностроение дает ерунду в общем объеме налогообложения, поэтому я бы минимизировал всяческие поборы с производителей оборудования. А для того, чтобы понять, кто производитель, а кто не очень, и нужна паспортизация предприятий. Только делать это, на мой взгляд,  надо не Минпромторгу, где машиностроителей … мало, а иначе. Заказчики лучше всех  знают, кто производитель, а кто посредник. 

Напоминаем, что на нашем сайте проходит опрос: "Кто должен курировать импортозамещение в ТЭК?" .

Просмотров 7806
+ х
Комментарии
Мамедов Гасан Ахмед оглы
03.08.2022

Знаю хорошо семью Романихиных. Отец работал главным конструктором самого крупного машиностроительного завода Азербайджана, работающего на нефтегазовый комплекс. Мать -- заведовала переподготовкой директоров советских НПЗ и всех нефтепереработчиков хорошо знала лично. Брат -- начальником цеха работал на машиностроительном заводе имени Дзержинского. Изготавливали насосы для нефтедобычи. Потом переехал в Москву в аспирантуру. Люди в отрасли не случайные.

Игорь Рыбаков
03.08.2022

Правильно все пишет. Так и есть. Но в ИНТИ я не верю. Это же тоже структура под контролем нефтяников, поэтому от машиностроения они далеки.


Последние комментарии к новостям

24.08.2022
Все в твоих руках: ЛУКОЙЛ поддержал уникальный проект для развития малышей

15.09.2022 Дмитрюк Сергей Анатольевич

Отличный проект, спасибо автору и Лукойлу.

30.08.2022
Германия готова обсуждать введение потолка цен на российский газ

30.08.2022 Павел 50 лет

Да кто ж вам будет продавать за эти деньги. Наивные до безоьразия

18.08.2022
Правительство в два раза увеличит субсидию по переводу автомобилей с бензина на газ

18.08.2022 Справедливый Иван Афонасьевич 107 лет

сначала 12.5.1 пускай отменят. А то похоже на очередное балабольство от СМИ. Как развивать переход авто на ГБО, если ГИБДД говорит нельзя? И ставит дорогую бюрократию на пути установки

17.08.2022
Молдовагаз попросила Газпром отсрочить оплату авансовых платежей

17.08.2022 Захаров с

Ни каких отсрочек за их отношения к России

22.07.2022
Союз производителей нефтегазового оборудования предложили ввести льготный факторинг

27.07.2022 Андрей, 34

Отличная новость. Наша компания(правда не из данного сектора), тоже получила финансирование при помощи компании Трэнд Консалт. Факторинг, безусловно, отличная альтернатива кредиту. Одно но, из трёх наших дебиторов, с кем мы работаем с отсрочкой, прошёл только один… требования к дебиторам те ещё…

30.05.2022
Сергей Кононенко: модернизация угольной промышленности требует консолидации участников рынка

25.07.2022 Базилевич Георгий Юрьевич

Вот кто должен быть заместителем министра, а не Осьмаков и Иванов. Просто стыдно за это министерство. Позор!

18.07.2022
ЕС рассчитывает на удвоение поставок газа из Азербайджана

18.07.2022 Горев А

Без российского газа такой поставки не будет

07.07.2022
В Нижневартовске посетители ТРЦ могут помочь бездомным животным

07.07.2022 Коврига Галина

Очень хороший жест, доброты и сострадания, к нашим хвостатикам!

04.07.2022
В ФРГ заявили, что «Северный поток 2» не сертифицирован и не может быть запущен

04.07.2022 Замклв Сергей Михайлович,65 лет

Так им как?Шашечки или ехать ?

26.06.2022
Франция выступила за установление максимальной цены на нефть

26.06.2022 Пётр Ильин

Я тоже так хочу, приходить в магазин или автосалон и покупать за ту цену, которую я назову :)))


^