$113.12 +2.71%
$ 53.32
€ 55.96

Цистерны с горючим для Сталинграда снимали с колес и пускали по воде

09 мая/ 06:50


Нижневартовск. Сталинградская битва — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне. Она началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года. Эти полгода изменили ход военных событий, переломив ситуацию в пользу советских войск. Большую роль в исходе сражений сыграло топливо, которое было необходимо для военной техники с обеих сторон. Сухопутной возможности для его доставки почти не было, поэтому на фронт со стороны советской армии оно доставлялось по воде, а немцам – по воздуху.

«Нефть – Сталинграду!»

Еще до начала вторжения немцев в Сталинград, некоторые американские издания опубликовали предположения о нападении, основываясь на прогнозах и аналитических доводах. Как писало издание из Пенсильвании Pittsburgh Press 12 июля 1942 года, Сталинграда - это «удобная точка для перехвата поставок нефти, поставляемых на север России». И действительно, в гитлеровском плане «похода за нефтью» захват этого города имел колоссальное значение. Если бы немцы взяли Сталинград и перерезали Волгу, Красная армия оказалась бы под угрозой острейшего дефицита топлива.

Стоит отметить, что после поражения под Москвой, целью немецкой армии стал главный центр нефтедобычи в СССР – Баку. Еще британский премьер Уинстон Черчилль говорил: «Если нефть – королева, то Баку – ее трон». На бакинских нефтепромыслах добывали более 70% всей советской нефти.

В июле была прекращена подача топлива с Кавказа через Ростов-на-Дону, а следом и по маршруту Сальск — Сталинград. Ворвавшись на Северный Кавказ, противник овладел нефтяным районом Краснодара и навис над промыслами Грозного.

В результате в Баку скопилось столько нефти и мазута, что при первом же массированном авианалете главный нефтедобывающий район СССР мог быть полностью уничтожен пожарами. Из шифротелеграммы наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии Иосифу Сталину от 29 августа 1942 года известно, что было принято решение о временной приостановке разведывательно-эксплуатационного бурения и консервации части скважин с тяжелой нефтью, а также закачке в скважины остающейся от ежедневной выработки мазута. Последняя мера должна была дать возможность не переполнять уже до отказа загруженные емкости, фелера, земляные амбары, где скопилось свыше 6 млн тонн нефти. А осенью 1942 года из-за повышения угрозы захвата Баку немцами, нефтяные месторождения Закавказья тоже готовили к уничтожению. Тем не менее бакинские нефтяники работали в полную силу.

В эти месяцы снабжение войск, действовавших севернее Сталинграда, велось из Саратова, Сызрани, Ярославля, Казани, Орска, Перми. Топливо подавалось на Владимирскую Пристань, Эльтон, Калач, а также в Камышин, где был создан укрытый в земле склад горючего. Часть топлива хранилась на баржах, бросивших якорь на Волге. К ним был протянут по дну сварной трубопровод.

Поставки горючего в войска, сражавшиеся южнее Сталинграда, осуществлялись по более сложной схеме. С Кавказа через Каспийское море его сначала транспортировали в Красноводск, далее по железной дороге через Ташкент доставляли на фронты. Существенно сократить этот маршрут удалось уже в августе 1942 года: в Гурьеве был введен в эксплуатацию перевалочный пункт горючего, который принимал топливо, поступавшее по Каспийскому морю из Баку и Махачкалы. Всего за двенадцать дней были построены временный причал и железнодорожная ветка, проведены дноуглубительные работы. Гурьевский пункт налива успевал обрабатывать в сутки 1 - 1,2 тысячи железнодорожных цистерн. Но цистерн не хватало, в то время как на железных дорогах Северного Кавказа и Закавказья было много брошенных и неиспользуемых. Решение в службе горючего приняли смелое и оригинальное: цистерны отбуксировали с западного на восточный берег Каспия прямо по воде.

С цистерн с нефтью или топливом снимали колеса и спускали их на воду в Баку или Махачкале, затем буксир тянул по морю целый караван из цистерн. Такой способ транспортировки нефти применялся впервые в мире. Колеса везли на отдельных баржах. К Астрахани цистерны снова ставили на железную дорогу и везли к фронту.

23 августа 1942 года около 1000 немецких самолетов подвергли Сталинград массированной бомбардировке. На город сбрасывались зажигательные бомбы. Вскоре его захватило море огня. Одними из главных целей германской авиации стали нефтехранилища. Из взорванных резервуаров горящая нефть выливалась в Волгу. Многие очевидцы боев в Сталинграде вспоминали горящую Волгу как одну из самых жутких и незабываемых картин, которую им пришлось видеть во время войны.

Если бы немцы перешли Волгу, то они могли бы перерезать и транспортные пути, ведущие из Закавказья к фронту. Перед ними открывалась возможность прорыва и в район «Второго Баку» – Волго-Уральский нефтяной район. Бои за Сталинград были во многом и битвой за нефть. И ее исход мог оказать огромное влияние на весь дальнейший ход войны.

Всего в Сталинградской битве с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года было израсходовано 148,8 тысяч тонн горючего. Особенно большой расход горючего был у авиации — 72 заправки. Автомобильному транспорту потребовалось 48 заправок. Работа на нефтепромыслах, откуда топливо доставляли на фронт проходила под лозунгом: «Нефть – Сталинграду!».

В целом за время войны Красной Армией было израсходовано 13 358,7 тысячи тонн горюче-смазочных материалов.


Поражение с пустыми баками

Немецкие самолеты по воздуху снабжали немецкую группировку боеприпасами, топливом, продовольствием. Рейхсмаршал Герман Геринг обещал перебрасывать в Сталинград до 500 тонн грузов ежедневно, 150 из них - топливо. Однако по мере того, как советские войска продвигались на запад, задача всё более усложнялась.

В качестве баз вначале использовались Тацинская, Морозовск, Тормосин и Богоявленская. Однако 24 декабря, после крушения фронта на р. Чир, авиация вынуждена была перенести свои базы. Среднее расстояние от баз авиации до посадочных площадок 6-й немецкой армии составляло: в первом периоде 200 км; во втором периоде 300 км, причем необходимо отметить, что в это время транспортные самолеты в связи с воздействием авиации противника на их прямом маршруте часто вынуждены были избирать окольные пути, например, до нижнего течения Волги; в третьем периоде 450 км.

В результате удара русских, нанесенного 10 января 1943 г., ухудшились вскоре и условия для посадки самолетов, и сбрасывания грузов в самом районе окружения. 14 января был оставлен главный аэродром 6-й армии — Питомник. С 26 января посадка самолетов в районе окружения 6-й армии стала невозможной.

В период между 24 ноября и 31 января 1942 года немцы потеряли около 500 машин. После таких потерь Германия уже не смогла восстановить потенциал военно-транспортной авиации. Очень скоро немецкая авиация могла перебрасывать только около 100 тонн грузов в день. С 16 по 28 января в день сбрасывали уже только около 60 тонн грузов.

Положение немецкой группировки резко ухудшилось. Боеприпасов и горючего не хватало. Начался голод. Солдаты были вынуждены есть лошадей, оставшихся от разгромленной румынской кавалерии, а также лошадей, которых использовали в транспортных целях в немецких пехотных дивизиях. Ели и собак, кошек...

К концу января ситуация в рядах немецкой армии стала настолько тяжелой, что обороняться стало практически нечем. Десятки тысяч были вынуждены погибнуть или сдаться.

Отметим, накануне войны добыча нефти в Германии составляла 0,55 млн тонн в год. Страна сидела на настоящей игле импорта нефти. Он составлял около шести млн тонн в год. Больше всего нефтепродуктов Третий рейх получал от американцев. Но после того, как Гитлер начал Вторую мировую войну, эти поставки фактически прекратились. С мая 1940 года нефть в Германию поставлял союзник Берлина – Румыния (в 1940 году – около 1,2 млн тонн, в 1941 году – уже около трех млн тонн).

Источники: газета «Аргументы и факты», otvaga2004.ru, naukatehnika.com, victory75.tass.ru, архив газеты «Московский большевик» за 1942 год, www.trubafgan.ru.

Фото с сайта www.istorya.ru.

Просмотров 5331
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

19.06.2022
ФАС: автозаправки не спешат снижать цены на топливо вслед за оптом

20.06.2022 Иван Иванов

Бедненькие, год в убыток работали. Знакомый директор АЗС скоро всю недвижимость в недружественных странах выкупит на убытки)))))))

30.05.2022
Сергей Кононенко: модернизация угольной промышленности требует консолидации участников рынка

14.06.2022 Сергей К.

Сергею Н.
Уважаемый, Вы задумывались над тем, что "Серёге" никто не предлагал возглавить Юргинский машзавод и вряд ли предложит.
А вот то, что столь крупным машиностроительным комплексом руководит "девушка", яркое подтверждение кадровой политики, о которой и было упомянуто.

11.05.2022
Германский Uniper планирует платить за российский газ в евро

11.05.2022 Волшебная Фея, 56

Удар надо держать. Сказано им в рублях, значит или в рублях или газа не будет. Только так с ними можно вести сейчас переговоры. В будущем возможно все наладится, но сейчас надо быть предельно жесткими. И не забывать о воровстве наших средств. Это должно предостеречь от поспешных решений и необдуманного желания смягчить условия.

04.04.2022
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

06.05.2022 Иравин Сергей, 53 года

Пытались мы тогда своим заводом помочь в импортозамещении реально. Нет. Не дали. Так и покупали имортное оборудование. Вот теперь пусть отгребают. Только ведь, опять никого не накажут.

11.04.2022
Как запустить китайские производства в России

13.04.2022 Гогоберидзе Арсен Давидович

Металлурги много лет сидели тихо и только Белоусов, получив полномочия, ими занялся.

07.04.2022
ЛУКОЙЛ видит риски остановки НПЗ из-за избытка нефтепродуктов

07.04.2022 Прокопов Вячеслав, 43 года

Цены не пробовали снижать?

06.04.2022
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

06.04.2022 Вергазов Шамиль Алиевич

Все бесполезно. Основные сферы давно поделили. Минпромторг в связке с Ростехом, а там сами знаете кто.

05.04.2022
Среднесуточный экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в начале апреля вырос на 2%

05.04.2022 Владимир В .

не продавать ни газ , ни нефть , вообще ни какие ресурсы из России в недружественные страны не за рубли , не за любую валюту. пусть у этих демократов в их странах люди сами решат что с ними делать. пока мы видим только начало этого хауса .

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.04.2022 Нагаева Любовь Николаевна

Считаю Хачатурова Бориса недоучкой и лжецом. К нему обращаться бесполезно. Пообещает разобраться, НО спихнёт всё нижестоящим начальничкам, а сам - в кусты. Трубку НЕ берёт- СМС --ПЕРЕЗВОНЮ. И так годами. Судить таких надо, только судьи ещё НЕ родились. Убожество, а не руководитель.

01.04.2022
Газпром продолжает штатную подачу газа для транзита в Европу через Украину

02.04.2022 Константинова ирина Викторовна

Считаю поставки газа на территории враждебных нам стран предательством Газпрома. Надо срочно оставить запад без газа, нефти, металлом, зерна и т.д. Уверена, что также считает подавляющее большинство народа. Мы народ согласны потерпеть. Наш российский бизнесмен самый жадный в мире. На западе терпят урон от санкций, наши солдаты погибают, а Газпрому лишь бы деньги зарабатывать. Если я не права пусть нам с экранов телевизоров это объяснят


^